«Культуркампф» (дословно переводится с немецкого как «борьба за культуру») представлял собой ряд мероприятий, которые проводились германским правительством канцлера фон Бисмарка в 70-х годах ХІХ столетия против католической церкви и ее духовенства. На борьбу с опруссачиванием поднялись некоторые слои населения юго-западных районов Германии, а также поляки и французское население Эльзаса и Лотарингии.
Партия католического «Центра» выступала в роли защитника интересов этих народов, поскольку видела в этом средство усиления своей политической роли в немецком обществе. Чтобы сломить упрямство католического духовенства и партии «Центра», Бисмарк в 1872 г. издал законы о запрете вести политическую агитацию священникам, о лишении церкви права надзора за школами, об изгнании из Германии иезуитов.
Также о передаче в руки государства дела по подготовке и назначению духовных лиц на разнообразные должности (1873 г.), в 1874 г. – закон об ограничении прав церкви накладывать наказание на ее служителей и верующих. Тогда прусским земельным парламентом – ландтагом были приняты так называемые «майские законы» об ограничении власти высшего духовенства, о роспуске орденов, о гражданской записи браков, рождений и смерти.
Последний закон отобрал у церкви права, которые укрепляли ее общественное влияние и приносили существенные прибыли служителям культа. Католическое духовенство отказалось подчиняться этим законам, и ответило власти их бойкотом. Папа Римский Пий ІХ призвал католиков противодействовать «культуркампфу». Бисмарк ответил на это арестами и высылкой из Германии непокорных священников.
Он гордо заявил: «Мы не пойдем в Каноссу», имея в виду капитуляцию немецкого императора Генриха ІV перед папой Григорием VII в 1077 году. Однако политика полицейских репрессий против духовенства и церкви нисколько не ослабила позиции католичества в Германии. Наоборот, это оказывало содействие росту авторитета и влияния католической церкви. Вышло, что Бисмарк своими антицерковными мероприятиями лишь усилил религиозный фанатизм и упрямство католиков.
Католические священники начали выдавать себя за «мучеников веры». Борьбу Бисмарка с непокорным духовенством начали сравнивать с гонениями на ранних христиан со стороны римских императоров. Ореол «мученичества» духовенства и римско-католической церкви и Германии усилил рост политического влияния партии католического «Центра». Часть рабочих-католиков поддержала партию «Центр», что дало возможность «Центру» увеличить количество своих представителей в рейхстаге.

Взвесив все, Бисмарк уже в 1876 г. прекратил политику «культуркампфа». Издание антиклерикальных законов закончилось. Рост рабочего движения в конце 1770- х – начале 80- х годов беспокоил «железного канцлера» значительно больше, чем последовательный «культуркампф». Поэтому, увидев со стороны рабочего и социалистического движения угрозу господству прусского юнкерства, Бисмарк, с целью объединения всех реакционных сил, пошел на примирение с католическим духовенством.
В период с 1878 по 1882 г. были упразднены почти все законы, направленные против католической церкви. От законодательства «культуркампфа» остались лишь законы о гражданском браке, государственном надзоре над школами и об изгнании иезуитов.Таким образом, Бисмарк все таки «пошел в Каноссу»: он примирился с папой Львом ХІІІ и даже получил от папы «Орден Иисуса», который до Бисмарка не получал ни один протестант.
Вот так, оказалось себе во вред бороться с «теневой властью» католической церкви. Ничего не напоминает?