Женщины обвинялись и подвергались преследованию за ворожбу ещё задолго до эпохи Средневековья. Так, в Кодексе Хаммурапи в XVIII веке до н.э. было закреплено жесткое наказание за колдовство. Законы Римской Империи уже предусматривали градацию в зависимости от тяжести преступления, содеянного колдовством.
Однако никогда охота на ведьм не принимала такого размаха, как в Средние века. Поначалу церковь считала веру в колдовство суеверием и языческим пережитком, и порой даже наказывала. Однако к XVI веку почти вся Западная Европа была охвачена истерией охоты на ведьм. Давайте разберёмся, каковы истоки этого явления.

Всё резко изменилось после издания папой Иннокентием VIII в 1484 году буллы «Summis desiderantes affectibus», которая официально признавала существование ведьм и давала инквизиции полный карт-бланш на их уничтожение.
За буллой последовал широко известный женоненавистнический трактат Генриха Крамера «Молот ведьм», в котором он подробно описывает истоки ведовства и методы борьбы с ним. И тогда уже костры заполыхали по всей Западной Европе. Порой массовые казни проводились в отношении сразу нескольких сотен обвиняемых единовременно.
Светские суды тоже не стояли в стороне. Веками копившиеся в обществе суеверные предрассудки нашли выход в расправах над обвиняемыми в колдовстве. Охота на ведьм стала инструментом в руках нечистоплотных и завистливых людей. С помощью доносов они избавлялись от недоброжелателей и конкурентов.
Причём охоту на ведьм поддерживали даже идейные противники католиков – протестанты. Их лидеры и вдохновители Кальвин и Мартин Лютер порой лично участвовали в расправах и предлагали использовать для них сырые дрова, чтобы процесс был более длительным.
Для расследования уголовных дел о колдовстве инквизиция обширно применяла изощрённые орудия пыток. Вместе с тем доказательством вины признавались папулы и струпья от проказы. Их называли «отметинами дьявола».

На конец XVI-XVII века приходится пик охоты на ведьм. Экономический кризис, усугублённый Тридцатилетней войной, а также неурожаи, эпидемии сифилиса и чумы, голод, всё это влекло за собой социальную напряжённость. Людям требовалась персонифицированная причина их несчастий, и они нашли её в колдунах и ведьмах.
Находились и более просвещённые люди, кто не верил в колдовство, а среди них даже попадались достаточно смелые, чтобы выступать с публичной критикой. В основном, это были священники и богословы, а в Испании влиятельным противником ведовских процессов и вовсе был инквизитор – Алонсо де Саласар.
В XVIII веке, под давлением публичной критики, монархи всё чаще стали брать процессы над ведьмами под личный контроль, ограничив тем самым полномочия палачей и судей. Охота на ведьм резко пошла на спад. Считается, что последняя в Европе казнь за колдовство была совершена в 1782 году, когда в Швейцарии над сознавшейся под пытками горничной Анной Гёльди.
Чтобы обойти действовавший тогда запрет на наказание за колдовство, её казнили по формальному обвинению в отравлении. По различным оценкам, в эпоху охоты на ведьм было казнено от 40 до 50 тысяч человек. Однако вопреки расхожему мнению, больше всего от ведовских процессов пострадали мужчины, а не женщины.

В Европе исчезли самые красивые женщины, ведь именно они в первую очередь подвергались преследованиям и доносам завистников. К тому же, есть мнение о этапе борьбы со старыми верованиями, которые еще были в ходу у многих европейцев. Многие посещали не врачей, а ведуний проводящих таинственные для большинства людей обряды.
Альтернативные исследователи истории считают, что это был период борьбы с распространенным в то время ведическим течением некогда общего мира и наступлением авраамической веры. Что конечно, не признается официальной историей, однако очень похоже на правду и объясняет объединение католиков и протестантов в этом вопросе.
А как думаете вы друзья? Напишите в комментариях и не забывайте поставить лайк и сделать репост!
Очень классная статья, прочитал с удовольствием, тема действительно необычная, даже не заметил как текст закончился. Спасибо за проделанную работу.